Геология

Структура экономического сознания

Сознание представляет собой целостную систему отражения объективной действительности, состоящую из различных представленных в психике субъекта элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. Сознание имеет организованную структуру, в которой наиболее отчетливо выделяются, прежде всего, связанные с объективным миром ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление, организуемые через акты внимания. Другой значимый компонент сознания связан с самопознанием человека, способностью различать свой внутренний и внешний мир и противопоставлять себя окружающему. Отраженные в сознании образы вызывают у субъекта переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Эти отношения также выделяются в структуре сознания как наиболее значимые его компоненты.

Особое место в структуре сознания субъекта занимают элементы общественно-исторической практики, сформированные в совместно осуществляемой деятельности. Среди них представлены мотивы, цели, смысл деятельности, воля к ее осуществлению. На их основе формируется поведение социализированной личности, задаваемое произвольными, логико-семантическими, ценностно-категоризированными программами.

При выделении такой сферы деятельности как экономическая деятельность, утверждается, что в ней активность субъекта регулируется, во-первых, представлениями об условиях обмена деятельностями, о затратах на деятельность, о результате обмена и соотношением затрат и результата в данных условиях. Во-вторых, на активность субъекта влияют психологические отношения в экономической деятельности, которые определяются как совокупность избирательных, осознаваемых, эмоционально насыщенных и субъективно-оценочных связей субъектов с социально-экономическими условиями и друг с другом (Позняков В.П., 2004). Таким образом, в структуре сознания субъекта выделяются рациональные и эмоциональные компоненты, образующие экономическое сознание.

Экономическое сознание как частную форму индивидуального или группового сознания определяет А.Л. Журавлев. К основным феноменам экономического сознания он относит (Журавлев А.Л., 2004):

социальные представления об экономических объектах, как реальных, так и идеальных;

отношение к экономическим объектам, а также мнения и суждения о них, их оценки;

социальные установки, стереотипы и предрассудки, связанные с экономическими объектами;

осознаваемые эмоции, чувства и в целом переживания, связанные с экономическими объектами;

феномен социальных ожиданий, связанных с экономическими объектами;

социальная категоризация и интерпретация экономико-психологических явлений и др.


По мнению автора, перечисленные феномены не имеют какого-либо единого основания для составления подобного списка, так как они рассматриваются в разных теоретических подходах к исследованию экономического сознания. Однако, это реально изучаемые психологические феномены в современной экономической психологии.

Еще один из принципов различения элементов экономического сознания предложен О.С.Дейнекой (Дейнека О.С., 2003). На рис.1 компоненты, расположенные справа, осуществляют функцию отражения объективной экономической реальности, участвуют в создании модели экономической сферы жизни. Компоненты, расположенные слева, выполняют функцию регулирования, участвуют в изменении материальной стороны окружающего мира и самого себя в ней. Те и другие тесно взаимосвязаны и неразрывны. Вышележащие уровни (активного отражения и активной регуляции) опираются на нижележащие (реактивного отражения и реактивной регуляции) и включают их в себя.

Элементы экономического сознания

осуществляют функцию отражения объективной экономической реальности( слева)

выполняют функцию регулирования, участвуют в изменении материальной стороны окружающего мира и самого себя в ней (справа)

Экономические нормы, интересы Экономическое мышление

Экономические мотивы Экономические представления

Чувства и эмоции в экономической сфере Ощущения и восприятие в экономической сфере

Экономические представления — это комплексно организованная социально детерминированная система представлений об экономических объектах, являющаяся субъективным отражением объективной экономической реальности.

Экономическим мышлением называется способность социального субъекта осмысливать экономические явления, познавать их сущность, усваивать и соотносить экономические понятия, категории, теории с реальностью и на основе этого строить свою экономическую деятельность.

Экономические мотивы представляют собой мотивы, относящиеся к накоплению богатства, конкуренции, эгоизму и альтруизму, погоне за прибылями, склонности к риску и сделкам.

Экономические нормы – это самостоятельный вид социальных норм, регулирующих экономическое поведение. Они, как правило, закрепляются юридически, приобретая статус правовых, и наделяются соответствующими средствами контроля (санкциями) за их соблюдением.

Экономический интерес — это психический феномен, который развивается на основе мотива, но под регуляторным воздействием норм. Экономический интерес определяет направление, по которому реализуется мотив.

Предложенная структура экономического сознания также позволяет в определенной степени дифференцировать и подвергать анализу как интрапсихические, так и внешние детерминанты поведения субъекта экономической деятельности. В то же время, не совсем ясны основания, по которым автор выделил экономические нормы как самостоятельный структурный компонент экономического сознания регулятивного характера. Из приведенного определения следует, что нормы являются результатом активности одного из субъектов экономической деятельности – государства и, видимо, здесь необходимо говорить об их наличии в групповом или индивидуальном сознании в виде одного из элементов экономических представлений. С другой стороны, экономическая норма, наряду с другими, в процессе деятельности может быть ассимилирована субъектом и исполнять роль интериоризованного механизма регуляции его поведения, и в таком аспекте может рассматриваться в качестве определенного компонента экономического сознания.

А.Л. Журавлев и А.Б. Купрейченко под экономическим сознанием понимают социальные представления, установки, отношение, оценки, мнения личности о различных явлениях экономического содержания (экономических объектах). Они выделяют основные компоненты экономического сознания:

Представление личности о себе как об экономическом субъекте

Представления личности о материальном благосостоянии, богатстве и ее отношение к богатым и бедным людям

Представление личности о доходных видах деятельности

Представление личности о собственности и собственнике

Социальные установки личности на различные формы экономического поведения.

Отношение личности к деньгам

Психологическая готовность к конкуренции (соревнованию) с другими людьми в экономической сфере

Ориентация личности на экономические ценности

Авторы предлагают рассматривать совокупность элементов экономического сознания личности как ее «экономико-психологические характеристики», по аналогии с известными характеристиками личности: организаторскими, коммуникативными и др. Авторы показали в эмпирическом анализе указанных компонентов, что те, в свою очередь, дифференцируются на более частные социально-психологические феномены.

Отсюда, на наш взгляд, следует, что разные исследователи могут получать различные по полноте и направленности описания и прогнозы поведения субъекта, так как, исходя из представления об иерархической структуре сознания, можно предположить, что такая дифференциация может быть проведена по различным основаниям и с разной степенью глубины. Так, в некоторые из компонентов авторы включили для рассмотрения не только представления субъекта знаниевого характера, но и отношения, эмоциональные оценки, оценки собственного социального статуса, оценки социального статуса субъекта другими людьми.

Проблемой предложенного А.Л. Журавлевым и А.Б. Купрейченко описания можно считать, во-первых, неочевидность связей системного характера между указанными компонентами. Во-вторых, компонент субъективно-оценочного характера «Психологическая готовность к конкуренции (соревнованию) с другими людьми в экономической сфере» не отвечает на вопрос о готовности субъекта к сотрудничеству, к кооперации в деятельности как к одному из условий ее эффективности. В третьих, остается проблема выбора такой системы критериев исследования, которые позволят наиболее адекватно определять факторы и условия, оказывающие влияние на формирование и развитие экономического сознания. В качестве примера можно привести особенности русского национального характера как мощный фактор, определяющий монетарное поведение (Ерина С.И., 1999).

Надо отметить, что сложность проведения исследований в этой области задается также сложнейшими взаимосвязями между экономическим поведением и экономическим сознанием (Журавлев А.Л., 2004). Экономическое сознание прямо не определяет, но во многом регулирует экономическое поведение. С другой стороны, экономическое сознание корректируется, изменяется, формируется через включенность в экономическое поведение. В-третьих, и экономическое сознание и экономическое поведение определяются одними и теми же внутренними неосознаваемыми психологическими феноменами и внешними социальными условиями.

Можно добавить, что некоторые экономические объекты, их специфика, проявления и особенности их психического отражения влияют не только на экономическую, но и на внеэкономическую сферу потребностей и интересов, обладают прямым психологическим и мировоззренческим воздействием на человека и общество (Дейнека О.С., 2004).

Из вышесказанного следует, что в каждом случае различение экономического объекта и его отражения в сознании, возможно более обоснованное отнесение отраженного к той или иной группе психологических феноменов является главной задачей исследователя экономического сознания.

#

Добавить комментарий