Все

Прикладные аспекты

Поскольку понятие индивидуальности является системообразующим для комплекса характеристик, включенных в обследование безработных, остановимся более подробно на данной дефиниции.

Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое, особь) — неповторимость, уникальность и — вместе с тем — типичное своеобразие системы свойств и качеств организма, индивида и личности, наиболее полно проявляющееся в деятельности.

Каждый человек отличается от других людей целым континуумом индивидуально-обобщенных психических процессов и свойств. Например, чувствительность и абсолютные пороги ощущений, время реакции, особенности восприятия, внимания, памяти, креативности, эмоциональности, а также стиль деятельности индивидуально варьируют. Индивидуальное своеобразие также присуще особенностям личности, таким как ценностные ориентации, направленность интересов, иерархия мотивов и потребностей, способности, темперамент и характер.

Своеобразие отдельного индивида не исключает наличие у него определенных черт, которые типичны для группы людей. Существует труднообозримое количество подобных типологий И., в которых сделаны попытки дифференциации таких групп людей, как объективные и субъективные (А.Бине и др.), рационалисты и эмпирики (В. Джемс), шизотимы и циклотимы (Э.Кречмер), висцеротоники, соматотоники, церебротоники (У.Шелдон), экстраверты и интроверты (К.-Г.Юнг), холерики, меланхолики, сангвиники, флегматики (Гиппократ, И.П.Павлов — см. термин «темперамент») и др. Большинство этих типологий представляет теперь лишь исторический интерес, поскольку основаны на вариативных, ситуативных особенностях И.

Начала характерологии личностей представлены в дореволюционных работах А.Ф.Лазурского. Развитие современных теорий И. учитывает разработанную А.Адлером индивидуальную психологию как направление психоанализа. Невротическое и асоциальное развитие личности связывается здесь с фиктивными целями и конфликтом между природным социальным чувством и ощущением неполноценности. Разрешение данного конфликта осуществляется с помощью механизмы компенсации и сверхкомпенсации. Это порождает стремление к личной власти, превосходству над другими людьми, рождает отклонения от социально принятых норм поведения. Таким образом, концепция А.Адлера обосновывает предопределенность психического развития, которое мыслится телеологически как реализующее цели, первично заложенные в глубинах личности.

Типологии И. целесообразно конструировать на основе ин-дивидуально-стабильных, конституциональных, генотипических характеристик, которые в своей целостности включены во внутренние условия взаимодействия человека с миром. Стабилизация развития деятельности (в частности, ситуации монотонии, экстремальности), если человек не применяет специальные методы саморегуляции, приводит к превалированию » жестких звеньев» в строении функциональных систем. Такого рода деятельность предъявляет высокие требования к психофизиологической организации индивида, а соответствующие профессии предполагают профотбор и профподбор по свойствам индивидуальности.


Гармонизация взаимодействия внешних причин и внутренних условий индивидуальности может осуществляться, например, с помощью индивидуального стиля деятельности. Он позволяет людям, обладающим противоположными свойствами, достигать высоких социально-значимых результатов (Белоус, 1987; Лейтес, 1960). Однако, стабилизация развития деятельности способствует детерминистическим воздействий индивидуально-обобщенных свойств И. на сколь угодно важные особенности психических процессов. При этом, эффективность деятельности достигается с помощью формирования «экологических ниш» индивидуальности (Базылевич «Введение в экологическую психологию индивидуальности» М.,1996). Здесь недостатки одних свойств компенсируются преимуществами других. Например, низкая чувствительность может дополняться высокой функциональной выносливостью, работоспособностью нервной системы (Небылицын, 1966). Отсутствие же гармонии природного с социальным и средовым способствует возникновению у человека состояний напряженности, психического насыщения и перенасыщения, а также к отрицательным эмоциям, сопровождающим жизнедеятельность, что в комплексе ведет к дезадаптации личности и отражается в психосоматике.

Особенности И., установленные с помощью тестов в кратковременных диагностических процедурах, не могут прогнозировать долговременное развитие человека. Познание И. в ее целостности требуют многостороннего системного изучения.

Человек на каждом этапе возрастного развития требует особого к себе подхода. Здесь требуется учет специфики возрастного периода (эти периоды разными авторами характеризуются через сензитивные, критические или переходные периоды). Однако, возрастные особенности сами по себе не определяют какого-либо стандартного развития личности, так как они существуют лишь в единстве с особенностями индивидуальными. Индивидуальные особенности — признаки, свойственные именно данному человеку, составляющие своеобразие его психики и личности, делают его неповторимым, уникальным.

Современная гуманизированная социопсихология показывает, что критерием полноценной жизнедеятельности являются качества полноценного психического развитие. Это значит, что организация жизни человека должна способствовать пробуждению интереса к познанию окружающего мира и активизации собственной его активности, инициативности (всего этого лишены безработные люди). Этому способствует включение личности в социум, осуществляемое, в частности, через работу.

Социолог, педагог и психолог в практической работе имеет дело со всей психологической реальностью человека постольку, поскольку он может способствовать развитию его личности и индивидуальности. Психологическая служба в развитых странах (например, во Франции) может менять государственные стандарты, если они препятствуют прогрессивному развитию личности. Цели психологической службы — предотвратить стрессирующий человека неуспех, способствовать его социальному научению и социальной адаптации, помогать людям в трудных ситуациях развития интегрироваться в общий поток социального прогресса (что прямо противоположно цели, выдвигаемой на предшествующих этапах службы, — отделять таких людей), содействовать общеобразовательному и профессиональному росту, повышать квалификацию специалистов в области психологических служб.

Опыт тестирования в нашей стране и за рубежом со всей очевидностью показывает, что тесты не позволяют определить перспективы развития. Тестирование дает неверные результаты при обследовании людей из культурно отсталых социальных слоев. (Тестирование претендовало на выявление способностей в структуре «траекторий » психического развития. На самом деле лишь тесты фиксируют знания, умения, навыки, полученные человеком на сегодняшний день и не выявляют даже «зоны ближайшего развития»).

Одним из существенных недостатков тестового материала считается полное игнорирование эмоционально-личностных моментов, которые в реальных жизненных ситуациях являются целостнообразующими деятельности (Леонтьев, 1966 и др.).

Инновационная технология, основанная на экологической психологии индивидуальности и реализуемая в практике, должна в плане проведения психодиагностики прежде всего рассмотреть особенности «зоны» ближайшего развития (такая ориентация соответствующих методов позволяет в центре внимания психолога и иметь оценку тех новообразований личности, которые на момент обследования еще не фиксируются, но которые могут быть сформированы во взаимодействии человека с социумом (в частности, — с психологом, членами семьи, общественными институтами).

Новый подход в планировании работы с незанятыми лицами связан с осознанием конкретности тех проблем, которые имеются с учетом возрастной специфики индивидуально-обобщенных характеристик психического развития. Поэтому план работы по теме включает изучение — в аспекте высказанных представлений – специфики реальных детерминант развития личности и индивидуальности раздельно – у безработных с разным стажем лишения профессиональной активности.

Здесь важно учитывать конкретную экологическую среду каждого человека. Такой целостный ракурс проблем безработных предполагает реализацию теории экологической психологии индивидуальности, отправляющейся от законов организации индивидуальных различий в деятельности (Базылевич, 1994-1997).

Практический аспект обеспечивают психологи реабилитационных центров, в задачу которых входит профессиональное, грамотное использование всего того, чем располагает наука на сегодняшний день.

Организационный аспект предполагает взаимодействие всех звеньев психологической службы образования по содержательным и организационным вопросам, а также контроль за профессиональной деятельностью и повышением профессиональной квалификации психологов и социальных работников.

#

Добавить комментарий