Геофизика

Поведение в театре

В будний день, если нет возможности съездить домой и переодеться перед спектаклем, на работу отправляются чуть более празднично одетыми или за счет аксессуаров делают деловой костюм более нарядным. Для мужчин обязательны темный костюм, светлая рубашка и галстук.

На премьеру или какое-либо вечернее представление, куда зрители получают специальное приглашение, дамы надевают вечерние туалеты, кавалеры – смокинги [19]. Если дамский вечерний туалет дополняет шляпка, то следует спросить сидящих сзади, не мешает ли им головной убор. Если мешает, то дама должна его снять. Также следует избегать пышных причесок.

В театр принято приходить заранее, чтобы успеть раздеться, сдать верхнюю одежду в гардероб, окинуть себя взглядом у зеркала или, если требуется что-то поправить, привести себя в порядок в туалетной комнате.

Если в театр отправляется компания, то один из кавалеров берет билеты в кассе и, показывая их контролеру, пропускает дам и своих гостей перед собой в вестибюль.

Входя в вестибюль, мужчины снимают головные уборы. Кавалер помогает даме снять пальто или плащ, затем раздевается сам. Сдав верхнюю одежду в гардероб, номерки оставляет у себя. Номерок кладет в карман, чтобы не уронить его и не потерять. Носить его на пальце, как кольцо, не принято. И дама, и кавалер внимательно проверяют, как они выглядят: разглядывать себя во всех зеркалах в театре или заниматься своим туалетом в зрительном зале не принято.

Перед началом спектакля можно прогуляться по фойе, по фотографиям познакомиться с труппой театра, с его репертуаром, осмотреть выставки работ театральных художников.

Предлагать даме сладости и прохладительные напитки входит в обязанности кавалера. Однако едят и пьют в буфете, а не в фойе. Также следует предложить даме программу. И программа, и бинокль у каждого должны быть свои, чтобы не мешать соседу, одалживая все это у него.

В зрительный зал кавалер входит первым. Показав билеты капельдинеру, он пропускает дам, которые идут к своим местам первыми. Если же служащий театра не провожает зрителей к местам, кавалер идет чуть впереди, показывая дорогу.

В европейских театрах принято, чтобы дама располагалась справа от кавалера. Но если место дамы оказывается у прохода, и ее могут задеть или толкнуть, если с ее места хуже видна сцена (например, место за колонной), если перед дамой широкая спина или пышная прическа другого зрителя, – кавалер обязан предложить даме свое, более удобное место. Право дамы выбирать: принять его любезное предложение или, поблагодарив, вежливо отказаться. И в том, и в другом случае она не нарушает правил приличия.

Если в театр пришли две пары, то первым по ряду идет мужчина, за ним – женщины, замыкает шествие второй мужчина. Так и садятся: женщины посередине, мужчины – по краям, причем обычно женщины рассаживаются так, чтобы не сидеть рядом с мужьями.


Если театр посещает более многочисленное общество, то первым между рядами проходит мужчина, а за ним – женщины и мужчины через одного, последним проходит также мужчина. Таким образом, женщины не рискуют оказаться рядом с незнакомыми людьми. Если Вы пригласили друзей в театр, то о порядке рассадки можно договориться заранее. На боковые места, расположенные рядом с проходом, садится мужчина.

Мужчина обязан предложить даме свое место, если оно в первом ряду. Если же дама приняла это любезное предложение, то она должна расположиться так, чтобы дать возможность сидящим во втором ряду мужчинам видеть сцену.

На чужое место садиться не принято. Если же Вы сами обнаружили, что Ваши места заняты – предъявите свои билеты и учтиво попросите освободить Ваши места. Если же произошла ошибка, и на одно место были выписаны два билета, то обращаются к капельдинеру или другому служащему театра, который обязан решить эту проблему.

В ложу можно войти, когда уже гаснет свет. В партере, амфитеатре, бельэтаже нужно занимать свои места не позже третьего звонка.

Если Ваши места в середине ряда, то нужно сесть заранее, чтобы потом не беспокоить уже сидящих с края. Если Ваши места расположены с края, то можно чуть-чуть задержаться, чтобы потом не вставать много раз, пропуская сидящих в середине. Если все-таки Вам приходится кого-либо беспокоить, то мужчина идет первым, как бы прокладывая дорогу с помощью учтивых фраз типа «Извините», «Извините, пожалуйста!». В американских театрах принято проходить вдоль ряда лицом к сцене, а в европейских – лицом к сидящим [2].

Если проход между рядами достаточно широк, то сидящему вставать не обязательно. Если же проход узкий, вежливость предписывает не создавать дополнительных трудностей для проходящего – необходимо встать и пропустить его.

Кавалер помогает сесть даме, опуская сиденье кресла, затем садится сам. Усаживаясь, дама может только слегка придержать свое платье. Поднимать его, как-либо заворачивать, совершенно недопустимо. Желательно шить театральные туалеты из немнущихся тканей или смиряться с тем, что после спектакля на платье будет несколько лишних складок.

Сиденье кресла все время придерживают рукой: опускать его нужно бесшумно и, вставая, не дать удариться о спинку кресла. Сидеть принято прямо, спокойно и не менять позу каждые пять минут, так как те, кто сидят за Вами, вынуждены будут также менять свое положение, чтобы видеть происходящее на сцене. В театре принято садиться полностью на сиденье, чтобы спина касалась спинки кресла – устав, Вы можете расслабить мышцы спины, не потеряв при этом хорошей осанки. Укладываться в кресле, как в шезлонге, полулежа, по меньшей мере, некрасиво.

Не занимают оба подлокотника кресла – Ваш сосед также имеет право облокотиться. Не опираются на спинку переднего кресла, не упираются в нее ногами. Закидывать ногу на ногу не рекомендуется – можете задеть и испачкать соседа. Сидеть, широко раздвинув ноги, неприлично.

Прийти вовремя в театр – это уважение к самому себе, к другим зрителям и к труду артистов. Если уж так случилось, что Вы все-таки опоздали, и спектакль начался, то Вы должны учесть следующее:

§ не принято входить в зрительный зал до окончания первого акта (в Европе после первого акта в партер вообще никого не пускают);

§ если Вы все-таки вошли, то можно сесть только на крайние места, если они свободны. Можно просто стоять у входа до конца акта, если при этом Вы никому не мешаете;

§ крайне важно при этом вести себя вежливо;

§ совершенно недопустимо пробираться на свои места в середине действия;

§ служащие театра обычно отправляют опоздавших на балкон, где сесть, опять-таки, можно только на свободные крайние места.

Мужчина пришел вовремя, сидит недалеко от входа, мест на балконе нет, а в числе опоздавших есть дама; верх учтивости – уступить ей свое место. Но только если это не потревожит окружающих.

Увидев издали знакомого, верх неприличия привлекать его внимание размахиванием рук и криками. Принято обмениваться поклонами, а любезностями и восторгами по поводу встречи – в антракте. Если поклон относится к очень высокопоставленной особе, надо приподняться.

Рукопожатием обмениваются, если при этом Вы не беспокоите зрителей. Если к даме подходит знакомый, она не обязана знакомить его со спутником. Мужчины просто обмениваются поклонами. Если знакомый подходит к мужчине, то он должен встать. Обмен приветствиями не обязывает представлять гостя своей спутнице. При более длительной беседе учтивость обязывает это сделать.

Бинокль существует для того, чтобы с его помощью смотреть на сцену, на игру актеров. Проявлять любопытство, откровенно разглядывая публику, да еще в бинокль во все времена считалось крайне неприличным!

Ни один воспитанный человек не позволит себе:

§ постоянно спрашивать у соседа фамилии актеров, находящихся на сцене;

§ просить у соседа программу в то время, как тот сам ее читает.

Программу, конечно, можно попросить, но буквально на несколько минут, и со словами благодарности вернуть. Кстати, как бы ни было жарко, программки не используют вместо веера.

Одно из условий целостного восприятия спектакля зрителями и успешной игры актеров – тишина в зале. Нарушать ее недопустимо! Разумеется, речь не идет об определенных моментах в спектакле, например, в комедии, когда смех или аплодисменты, как реакция на смешные реплики или ситуации, абсолютно уместны. Во время спектакля, разумеется, допускаются замечания относительно пьесы и играющих артистов, но они должны быть короткими, тихо произнесенными и нечастыми.

Аплодисменты – выражение признательности зрителей за доставленное удовольствие. Свист, крики, топанье ногами недопустимы в театре.

В. Пажин в книге «Как себя вести» отмечает[27]: «Аплодировать принято в следующих случаях:

§ после поднятия занавеса в знак одобрения декораций, если они, конечно, Вам нравятся;

§ при первом выходе известного певца, актера в знак признания его дарования;

§ после некоторых известных реплик, больших монологов либо арий в опере, после окончания каждого акта и пьесы в целом;

§ перед началом последнего акта оперы при появлении дирижера за пультом в знак признания его таланта и одобрения исполнительского мастерства всего оркестра;

§ в театре сатиры, комедии – после особенно удачной шутки, остроумной реплики или замечания;

§ в цирке – после захватывающего дух выступления артиста, перед его выходом на манеж и после окончания номера;

§ на концерте солиста при исполнении целого цикла песен – после каждой песни, а на концерте джазового оркестра – после понравившегося сольного выступления, независимо от того, продолжает играть оркестр или нет».

Если спектакль оставил Вас равнодушным, просто поблагодарите артистов за работу. Если спектакль понравился, восторг можно выразить долгими аплодисментами и вызовом артистов на сцену.

Если исполнение особенно понравилось зрителю, можно просить артиста исполнить «на бис» то или иное произведение (т. е. еще раз). Делается это при помощи длительных аплодисментов, выкриков «Браво!», «Бис!».

Есть множество способов выразить свое восхищение мастерством актера. Один из них – преподнести цветы по окончании спектакля. В такой букет, как правило, кладется поздравление, какое-либо приветствие или просто визитка дарящего и отдается работнику театра, который, согласно пожеланиям, либо вручает букет на сцене, либо ставит его в гримерной артиста. Посылать анонимные букеты всегда считалось неприличным!

Если спектакль не нравится, принято уходить в антракте.

Еще несколько правил:

§ разглядывать зал во время представления неприлично; внимание зрителей должно быть сосредоточено на сцене;

§ некоторые особо чувствительные натуры во время сильных, патетических мест на сцене не могут удержаться от слез – неучтиво осуждать таких людей или насмехаться над ними;

§ кашель или насморк – безусловная причина для того, чтобы пропустить представление. Мало того, что больной человек мешает зрителям, он ведь может заразить их! Кстати, во все времена покашливание, шуршание, хыкание воспринимаются актерами как признак скуки, царящей в зале, что никак не улучшает их настроения, а, следовательно, сказывается и на игре;

§ на барьер балкона не кладут сумочки, бинокли и т. д. Неосторожное движение – и все это может полететь вниз.

Во время спектакля не принято:

Ø щелкать замком сумочки;

Ø болтать ногой в такт музыке и барабанить пальцами;

Ø подпевать исполнителям;

Ø что-нибудь есть (шелест бумажек, хруст разгрызаемых конфет особенно отчетливо слышен в тишине).

В антракте можно выйти в вестибюль и покурить, но только в специально отведенных для этого местах. Можно отправиться в буфет. Если кавалер с дамой, он обязан сопровождать ее туда и заботиться о ней. В буфете не следует задерживаться надолго – ведь в театр приходят ради искусства. Можно прогуляться по фойе, так сказать «размяться». Кстати, здесь соблюдаются те же правила приветствий, что и на улице. Встретив знакомых, можно обменяться впечатлениями, но негромко. Проходя мимо прогуливающихся, не принято разглядывать их. Можно навестить своих друзей, сидящих в других ложах. Если дама хочет остаться во время антракта на месте – кавалер остается с ней; если ему все-таки необходимо выйти, он, извинившись, ненадолго покидает ее.

После окончания спектакля воспитанный человек:

§ поблагодарит актеров за их искусство;

§ дождется, когда закроется занавес и спокойно отправится в гардероб.

Чтобы не тратить время на стояние в очереди, можно переждать толчею в фойе, обсуждая увиденное. Если в силу каких-либо обстоятельств нужно раньше уйти из театра, то последний акт смотрят на балконе, затем, никого не потревожив, уходят.

После спектакля кавалер обязан проводить даму домой.

#

Добавить комментарий