Астрономия

Панельный метод обследования

Базовым понятием подобного метода изучения является понятие панели.

Панель — выборочная совокупность опрашиваемых единиц, под­вергаемых повторяющимся исследованиям, причем предмет исследования остается постоянным. Членами панели могут быть отдельные потребите­ли, семьи, организации торговли и промышленности, эксперты, которые с определенными оговорками остаются постоянными. Панельный метод опроса имеет преимущества по сравнению с обычными одноразовыми опросами: он дает возможность сравнивать результаты последующих оп­росов с итогами предыдущих и устанавливать тенденции и закономерно­сти развития изучаемых явлений; обеспечивает более высокую репрезен­тативность выборки по отношению к генеральной совокупности.

Все виды панелей подразделяются по: времени существования; ха­рактеру изучаемых единиц (субъектов); характеру изучаемых проблем (предметов изучения); методам получения информации.

По времени существования панели делятся на краткосрочные (существуют не более года) и долгосрочные (не более пяти лет).

Долгосрочные панели могут давать непрерывную либо периодиче­скую информацию. Непрерывная информация фиксируется в дневниках ежедневно, а сами дневники высылаются организаторам исследования через определенные промежутки времени. Периодическая информация поступает по мере проведения опросов в виде заполненных анкет.

По характеру изучаемых единиц они делятся на панели:

— потребительские, членами которых выступают индивидуальные потребители, семьи или домашние хозяйства (так, в США фирмой «NFO Research, Inc.» создана потребительская панель, включающая 450 000 домохозяйств);

— торговые, членами которых являются торговые организации и отдельные лица, занимающиеся торговлей;

— промышленных предприятий, выпускающих исследуемые това­ры;

— экспертов-специалистов по изучаемой проблеме.

От состава панели в значительной степени зависит информация, полученная при проведении опросов. Наиболее сложно формирование семейной и индивидуальной потребительских панелей. Преимуществом торговых панелей, панелей промышленных предприятий и экспертов является меньшее количество членов по сравнению с потребительскими панелями, что сокращает затраты на их формирование и наблюдение.

По характеру изучаемых проблем панели делятся на общие и спе­циализированные. Специализированные панели могут быть созданы для изучения отдельных товаров или товарных групп. Например, с их помо­щью осуществляется: тестирования товаров и концепций новых товаров;

отслеживание рыночных тенденций, например, изучается динамика пока­зателя рыночной доли; определение источников, из которых потребители получают информацию о новых товарах; тестирование с помощью видео­роликов рекламы.


Если общие панели формируются репрезентативными по отноше­нию к составу населения региона, то специализированные панели могут формироваться как выборки из всего населения (всех семей); всех потен­циальных потребителей исследуемых товаров; всех действительных по­требителей (владельцев) исследуемых товаров.

Специализированная панель может быть также нерепрезентатив­ной, например, может формироваться как панель активистов, т.е. людей, которые располагают определенным товаром и охотно дают о нем ин­формацию. Подобные панели используют для предварительного анализа проблемы.

По методу получения информации возможны четыре вида панелей:

1) члены панели высылают требуемую информацию (заполненные дневники, опросные листы) почтой;

2) члены панели интервьюируются;

3) члены панели заполняют дневники или опросные листы, но со­бирают информацию специальные работники;

4) члены панели интерьюируются через определенный промежуток времени, а внутри временного интервала высылают информацию по поч­те.

В ходе проведения панельных опросов:

— выявляют факторы и их динамику;

— изучают мнения и оценки обследуемых относительно товаров и организации торговли, их изменение во времени;

— выявляют решения и намерения опрошенных и их реализацию;

— выявляют различия в поведении потребителей, принадлежащих к разным социальным слоям, живущих в разных регионах и городах и населенных пунктах разного типа;

— изучают мотивы покупки и прогнозируют их развитие и др.

Панели подразделяются на традиционные и на нетрадиционные. К числу последних относятся широко используемые общедоступные панели (omnibus panels). При использовании традиционных панелей одни и те же вопросы задаются участникам панели при каждом обследовании. При использовании общедоступной панели каждое обследование может иметь разные цели и при этом могут задаваться разные вопросы, причем зада­ется только один или очень ограниченное число вопросов большому чис­лу опрашиваемых. Данный вид панели представляет существующие ис­точники информации, которые могут быть быстро задействованы с са­мыми разными исследовательскими целями. Получается как бы мгновен­ная фотография неких мнений, отношений и т.п. Например, маркетолог с помощью данного метода может быстро получить информацию о мне­нии определенной группы потребителей относительно продукта двух раз­личных марок. На основе же традиционной панели эти же параметры изучаются в динамике; например, на основе изучения динамики покупок определенной марки товара, осуществляемых потребителями отдельных рыночных сегментов, можно исследовать количество проданных товаров, показатель рыночной доли, т.е. — рыночные тенденции.

Кроме того, можно изучать и изменение отношений потребителей к товару определенной марки, их переключение на использование товара другой марки.

Целесообразность использования тех или иных панелей определя­ется характером решаемых задач и выделяемым объемом средств. Поэтому перед проведением опросов потребителей исходя из целей исследова­ния необходимо выбрать вид панели.

Большие по объему выборки панели дают более достоверные ре­зультаты или, при одинаковой достоверности, меньшие доверительные интервалы. Но более крупные по объему выборки требуют и больших затрат. Поэтому величина панели выбирается с учетом объема панельной выборки и затрат на ее формирование и эксплуатацию (методы опреде­ления объема выборки приведены в разделе 4.11.3).

Задавшись доверительной вероятностью результатов опроса и не­обходимой точностью оценок, определяют объем панели.

Для анализа точности и надежности данных панельного опроса ис­ходя из принципа минимума потерь от риска предложены пять классов надежности экспертных опросов по экономическим проблемам (табл. 4.4).

Таблица 4.4

Классы надежности

Класс Степень надежности Доверительная вероятность Доверительный интервал при нормальном распределении (± s*)
А Практически достоверные 99,7
В С малым риском 95-99,7 2-3
С Со средним риском 80-95 1,3-2
D С повышенным риском 60-80 0,8-1,3
Е Азартные Менее 60 До 0,8

* ± s — среднеквадратическое отклонение.

Под надежностью расчета понимается, что расчетная величина не выйдет за установленные пределы. Класс надежности А используется только в особых случаях, связанных с опасностью возникновения откло­нений от расчетной величины. Класс надежности Е также не применяет­ся в нормальных условиях: он используется лишь в ситуации, когда про­ведение более достоверных оценок невозможно. Выбор остальных клас­сов надежности оценок (В, С и D) требует определения величины потерь от ненадежности полученных оценок, возможности впоследствии ком­пенсации возникающих отклонений. На выбор также оказывают влияние степень массовости исследуемого товара, уровень удовлетворения по­требности в этом товаре, его цена.

Следует отметить, что существуют трудности обеспечения репре­зентативности формируемой панели. Помимо общих проблем формиро­вания репрезентативной выборки, существуют подобные проблемы, обу­словленные тем, что традиционные панели создаются для проведения многократных исследований. Участники панели могут просто отказаться от дальнейшего сотрудничества, переехать в другой город, перейти в другую потребительскую панель, умереть. Кроме того, участники панели, чувствуя себя под контролем, сознательно или бессознательно меняют привычный образ поведения: домашние хозяйки лучше готовятся к за­купкам, уменьшается доля спонтанных покупок.

В качестве примера использования панельного метода опроса рас­смотрим изучение медицинского обслуживания и рынка лекарств во Франции [14]. В панель входило 1600 врачей (каждый двадцатый врач), работающих с частной клиентурой. Члены панели выписывали в течение одной недели раз в три месяца рецепты в специальной отрывной книжке с корешками. Это позволяло одновременно получать дубликат рецепта и определенную информацию, записанную на корешке: особенности боль­ного, диагноз, терапевтическое воздействие, ожидаемое от выписанного лекарства, и т.д.

Процесс формирования панели в данном примере включал:

— разделение территории на регионы и категории городов;

— разделение медицинского персонала на категории по специаль­ности и возрасту;

— жеребьевку в каждой категории для отбора нужного числа вра­чей;

— проверку выборки по многим параметрам (звание врача, чис­ленность его клиентуры и т.д.).

Кроме того, ежемесячно собирались статистические сведения о продаже лекарств в аптеках (в состав панели входило 307 аптек).

#

Добавить комментарий