Археология

Культурно-исторический подход к пониманию психического развития: Л.С. Выготский и его школа

Л.С. Выготский выделял низшие, элементарные психические функции (фаза натурального развития) и высшие психические функции (фаза «культурного» развития). Гипотеза, выдвинутая Выготским, предлагала новое решение проблемы соотношения психических функций — элементарных и высших. Главное различие между ними состоит в уровне произвольности, т.е. натуральные психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психическими функциями (ВПФ) люди могут сознательно управлять. Выготский пришел к выводу о том, что сознательная регуляция связана с опосредованным характером ВПФ (таблица 20).

Таблица 20

Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского

Основной предмет исследования Происхождение и развитие высших психических функций, строение и развитие сознания («вершинная психология»)
Методы исследования Генетико-моделирующий метод (формирующий эксперимент)
Основные понятия Опосредование, знак, стимул-средство, элементарные и высшие психические функции, идеальные образцы, присвоение, обучение, зона ближайшего развития
Основные идеи Опосредованный характер ВПФ.
Интериоризация знаков как закон развития ВПФ. Гипотеза о системном и смысловом строении сознания Принципиально новый, культурно — исторический подход в понимании психического развития (новое понимание источника, движущих сил, условий, направления развития)
Разработка нового экспериментально-генетического метода исследования в психологии
Анализ механизма влияния обучения на развитие.
Факторы развития Обучение
Ценное Заложил основы культурно — исторической парадигмы в исследовании психического развития человека.
Ввел идею историзма в область психологии и предложил метод исследования высших форм психики и поведения.
Разработал систему основных понятий и принципы возрастно-психологического анализа онтогенеза человека.
Направления критики Недостаточная эмпирическая обоснованность теоретических положений.
Интеллектуалистический характер общего представления о психическом развитии.
Указания на переоценку культурного фактора и недооценку эффектов саморазвития ребенка

Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено — стимул-средство, или знак.

Знаки (или стимулы-средства) — это психические орудия, которые, в отличие от орудий труда, изменяют не физический мир, а сознание оперирующего ими субъекта. Знак — это любой условный символ, имеющий определенное значение. Механизм изменения психики ребенка, который приводит к появлению специфических для человека высших психических функций, — это механизм интериоризации (вращивания) знаков как средств регуляции психической деятельности.


В общее понятие «развитие высших психических функций» Выготский включает две группы явлений, в совокупности образующих процесс «развития высших форм поведения ребенка»:

— процессы овладения языком, письмом, счетом, рисованием как внешними средствами культурного развития и мышления,

— процессы развития специальных высших психических функций (произвольного внимания, логической памяти, понятий и т.д.).

Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, произвольность, системность; формируются прижизненно; складываются путем интериоризации образцов.

Выделяя два исторических этапа развития человечества, биологическое (эволюционное) и культурное (историческое) развитие, Л.С. Выготский считает, что важно различить и своеобразно противопоставить их как два типа развития и в онтогенезе. В условиях онтогенетического развития обе эти линии — биологическая и культурная — находятся в сложном взаимодействии, слиты, реально образуют единый, хотя и сложный процесс (таблица 21).

Таблица 21

Парадигмы психического развития человека

Параметры парадигма
психического
развития человека
Естественно-научная Культурно-историческая
парадигма
Источник развития Внутри индивида, в его природе В социальной среде (как в «пространстве» существования идеальных форм, которые присваиваются индивидом в ходе онтогенеза и становятся формой реального развития)
Факторы (движущие
силы) развития
Фактор наследственности: одаренность, задатки, способности как природные
особенности; созревание;
фактор среды: как обстановка развития, в сходном значении как для животных,
так и для человека;
взаимодействие факторов
наследственности и среды
Обучение,
деятельность самого ребенка
Условия развития Наследственность и среда Морфофизиологические особенности мозга; общение
Форма (трактовка
процесса) развития
Приспособление (адаптация) ребенка к среде; по­аналогии с развитием биологического типа — путем наследования свойств вида или путем накопления индивидуального опыта Присвоение исторически сложившихся способностей, способов деятельности и мышления, овладение общественным опытом
Понимания хода (направления развития) От индивидуального (гуманоидного состояния) к социальному существованию (социализация) От социального к индивидуальному существованию (индивидуализация) — по механизму интериоризации
Специфика развития человека Отрицается, нивелируется, подчиняется общим биологическим законам Подчиняется действию ­ общественно-исторических законов

#

Добавить комментарий