Археология

Иные арбитражные органы (третейские суды) и их полномочия

Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются:

защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций (далее — организации) и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел.

Председатели, заместители председателей, судьи федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

Председатели, заместители председателей и судьи арбитражных апелляционных судов назначаются на должность при соблюдении требований и в порядке, которые установлены Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» для председателей, заместителей председателей и судей федеральных арбитражных судов округов.

Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на должность судьи без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Прекращение полномочий судьи допускается только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей.

Федеральные арбитражные суды округов — один судебный округ охватывает несколько субъектов Российской Федерации. Всего таких судов 10. К полномочиям относится проверка в кассационном порядке законность судебных актов по делам, рассмотренными арбитражными судами первой и апелляционной инстанции, пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты, изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику, а также подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в данном деле.

В Российской Федерации действуют десять окружных ар­битражных судов, перечень которых определен в ст. 24 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ».


Федеральный арбитражный суд округа действует в соста­ве:

• президиума федерального арбитражного суда округа;

• судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

• судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Рос­сийской Федерации в составе федерального арбитражного суда округа могут быть созданы иные судебные коллегии по рас­смотрению отдельных категорий дел.

Президиум федерального арбитражного суда округа дей­ствует в составе:

• председателя федерального арбитражного суда округа;

• его заместителей;

• председателей судебных составов;

• судей.

Президиум федерального арбитражного суда округа осуще­ствляет следующие полномочия:

• утверждает по представлению председателя федерального арбитражного суда округа, членов судебных коллегий и пред­седателей судебных составов этого суда;

• рассматривает другие вопросы организации работы суда;

• рассматривает вопросы судебной практики.

В федеральном арбитражном суде округа создаются судеб­ные коллегии, которые утверждаются президиумом суда из числа судей этого суда по представлению председателя суда.

Судебные коллегии возглавляют председатели – замести­тели председателя суда.

Судебные коллегии федерального арбитражного суда окру­га осуществляют следующие полномочия:

В судебных коллегиях федерального арбитражного суда могут быть образованы судебные составы из числа судей входящих в соответствующую судебную коллегию.

Судебные составы формируются председателем федераль­ного арбитражного суда округа.

Общее руководство федеральным арбитражным судом ок­руга осуществляется Председателем федерального арбитраж­ного суда округа, который является судьей и осуществляет про­цессуальные полномочия, установленные Арбитражным про­цессуальным кодексом Российской Федерации.

Председатель федерального арбитражного суда округа из­дает приказы и распоряжения.

Заместители председателя федерального арбитражного суда округа являются судьями и осуществляют процессуаль­ные полномочия, установленные Арбитражным процессуаль­ным кодексом Российской Федерации.

Заместители председателя федерального арбитражного суда округа в соответствии с распределением обязанностей возглав­ляют судебные коллегии, организуют деятельность структур­ных подразделений аппарата суда.

В случае отсутствия председателя федерального арбитраж­ного суда округа, его полномочия осуществляет первый замес­титель председателя, а при отсутствии первого заместителя – один из заместителей председателя.

Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российс­кой Федерации, принятых ими в первой инстанции.

Арбитражный апелляционный суд действует в составе: 1) президиума арбитражного апелляционного суда; 2) судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; 3) судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

В составе арбитражного апелляционного суда по решению Суда Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотре­нию отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребыва­ния арбитражного апелляционного суда.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом ко­личества дел, рассматриваемых арбитражными апелляционны­ми судами в отдельных местностях, по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе арбитражных апелляционных судов могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания этих судов.

Постоянное судебное присутствие арбитражного апелляци­онного суда является обособленным подразделением соответ­ствующего арбитражного апелляционного суда вне места по­стоянного пребывания этого суда и осуществляет его полномо­чия.

Президиум арбитражного апелляционного суда состоит из:

• председателя арбитражного апелляционного суда;

• его заместителей;

• председателей судебных составов;

• судей.

Судьи арбитражного апелляционного суда, входящие в со­став президиума арбитражного апелляционного суда, утверж­даются Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по представлению председателя арбитражного апел­ляционного суда сроком на два года. Один и тот же судья мо­жет быть введен в состав президиума арбитражного апелляци­онного суда неоднократно.

Президиум арбитражного апелляционного суда осуществ­ляет следующие полномочия:

• утверждает по представлению председателя арбитражного апелляционного суда членов судебных коллегий и предсе­дателей судебных составов этого суда;

• рассматривает другие вопросы организации работы суда;

• рассматривает вопросы судебной практики.

В арбитражном апелляционном суде могут создаваться судебные коллегии, которые утверждаются президиумом суда из числа судей этого суда по представлению председателя суда. Судебные коллегии возглавляют председатели – замести­тели председателя суда.

В арбитражном апелляционном суде образуются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую судеб­ную коллегию, а при отсутствии судебных коллегий – из чис­ла судей этого суда.

Судебные составы формируются председателем арбитраж­ного апелляционного суда.

Судебный состав возглавляет председатель, утверждаемый президиумом арбитражного апелляционного суда сроком на три года. Один и тот же судья может быть утвержден на долж­ность председателя судебного состава неоднократно.

Общее руководство и организация деятельности апелляци­онного арбитражного суда осуществляется Председателем ар­битражного апелляционного суда, который является судьей и осуществляет процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федера­ции.

Председатель арбитражного апелляционного суда издает приказы и распоряжения.

Заместители председателя арбитражного апелляционно­го суда являются судьями и осуществляют процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

В случае отсутствия председателя арбитражного апелляционного суда его полномочия осуществляет первый заместитель председателя, а при отсутствии первого заместителя – один из заместителей председателя.

Обычно в каждом субъекте Российской Федерации имеется арбитражный суд соответственно республики, края, области, города федерального значения, автономной области и авто­номного округа. Между тем согласно ч. 2 ст. 34 Закона об ар­битражных судах один арбитражный суд субъекта Российской Федерации может осуществлять правосудие на территориях нескольких субъектов Российской Федерации и, наоборот, судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять сразу несколько арбитражных судов.

Арбитражные суды в Российской Федерации создаются фе­деральным законом. Их структура:

президиум;

судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений;

аппарат суда.

Между тем, если президиум имеется в каждом арбитражном суде субъекта Российской Федерации, то судебные коллегии могут и отсутствовать.

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации:

рассматривает в первой инстанции все дела, подведомст­венные арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ;

рассматривает в апелляционной инстанции дела, рас­смотренные в этом суде в первой инстанции;

пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

изучает и обобщает судебную практику;

подготавливает предложения по совершенствованию за­конов и иных нормативных правовых актов;

обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или под­лежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

анализирует судебную статистику.

Арбитражному суду субъекта Российской Федерации подве­домственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений между юридическими лицами, гражданами, имеющими статус индивидуального предпринимателя.

К экономическим спорам, разрешаемым арбитражным су­дом субъекта Российской Федерации, в частности, относятся споры:

о разногласиях по договору, заключение которого пред­усмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда субъекта Российской Федера­ции согласована сторонами;

об изменении условий или о расторжении договоров;

о неисполнении или ненадлежащем исполнении обяза­тельств;

о признании права собственности;

об истребовании собственником или иным законным вла­дельцем имущества из чужого незаконного владения;

о нарушении прав собственника или иного законного вла­дельца, не связанном с лишением владения;

о возмещении убытков;

о признании, недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов (за исключением ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Го­сударственной Думы Федерального Собрания РФ и Правитель­ства РФ), органов местного самоуправлениями иных органов;

о защите чести, достоинства и деловой репутации;

о признании не подлежащим исполнению документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцепт­ном) порядке;

об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации юридического лица или гражданина, имеющего статус индивидуального предпри­нимателя, и в других случаях, когда такая регистрация пред­усмотрена законом;

о взыскании с юридических лиц и индивидуальных предпри­нимателей штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не преду­смотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания;

о возврате из бюджета денежных средств, списанных орга­нами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением закона или иного нор­мативного правового акта.

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации рассмат­ривает иные дела, в том числе:

об установлении фактов, значимых для возникновения, из­менения или прекращения прав юридических лиц и граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и граж­дан, имеющих статус индивидуального предпринимателя.

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации рассмат­ривает также подведомственные ему дела с участием иностран­ных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятель­ность, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (ст. 22 АПК).

Президиум арбитражного суда субъекта Российской Федерации:

В состав президиума арбитражного суда субъекта Россий­ской Федерации входят по должности:

председатель этого суда;

его заместители;

председатели судебных составов;

судьи, введенные в состав президиума и утвержденные Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ по представле­нию председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации.

Президиум:

утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда;

утверждает изменения персонального состава судебных коллегий;

рассматривает другие вопросы организации работы суда;

рассматривает вопросы судебной практики.

Его статус аналогичен статусу президиума федерального ар­битражного суда округа.

Судебные коллегии и судебные составы арбитражных судов субъектов Российской Федерации:

Так же, как и в федеральных арбитражных судах округов, в арбитражных судах субъектов Российской Федерации могут создаваться:

судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Однако, если численность судей не позволяет сформировать судебные коллегии, в них образуются только судебные составы.

Персональный состав судебных коллегий и его изменения утверждаются президиумом арбитражного суда субъекта Рос­сийской Федерации.

Судебные коллегии:

рассматривают в первой и апелляционной инстанциях все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ;

изучают и обобщают судебную практику;

разрабатывают рекомендации по совершенствованию за­конов и иных нормативных правовых актов;

анализируют судебную статистику.

В арбитражных судах субъекта Российской Федерации дела по первой инстанции рассматриваются судьей единолично. Однако по ходатайству стороны или по инициативе судьи председатель арбитражного суда, учитывая сложность дела ли­бо его актуальность и иные обстоятельства, вправе принять решение о коллегиальном рассмотрении дела.

Обязательному коллегиальному рассмотрению подлежат дела:

о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов;

о несостоятельности (банкротстве);

все дела, рассматриваемые арбитражными судами в апелля­ционной, кассационной и надзорной инстанциях (ст. 14 АПК).

При этом в состав суда входит трое или большее нечетное количество судей.

Председатели арбитражных судов субъектов Рос­сийской Федерации:

Компетенцию председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации составляют следующие полномочия. Он должен (вправе):

организовывать деятельность арбитражного суда субъекта Российской Федерации;

распределять обязанности между своими заместителями;

формировать судебные составы;

созывать президиум арбитражного суда субъекта Россий­ской Федерации и председательствовать на его заседаниях, а также выносить на рассмотрение президиума вопросы, отне­сенные к ведению президиума;

осуществлять общее руководство аппаратом арбитражно­го суда, назначать на должность и освобождать от нее работни­ков аппарата суда;

готовить для Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ представления об утверждении судей арбитражного суда субъ­екта Российской Федерации, входящих в состав президиума данного суда;

представлять арбитражный суд субъекта Российской Фе­дерации в отношениях с государственными, общественными и иными органами;

разрешать вопрос об отводе судьи, рассматривающего дело единолично;

разрешать вопрос об отводе, заявленном нескольким су­дьям или всему составу суда, рассматривающего дело;

осуществлять процессуальные полномочия, установлен­ные АПК, так как он является судьей;

осуществлять другие полномочия.

Аппарат арбитражного суда субъекта Российской Федерации:

Аппарат арбитражного суда субъекта Российской Федерации занимается обеспечением его деятельности. В частности, он:

организует предварительный досудебный прием лиц, уча­ствующих в деле;

принимает и выдает документы, удостоверяет копии до­кументов арбитражного суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату государственной пошлины, судебных расходов, подлежащих внесению на депозитный счет арбитражного суда, а также арбитражных штрафов;

содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях;

ведет учет движения дел и сроков их прохождения в ар­битражном суде, осуществляет хранение дел и документов;

изучает и обобщает судебную практику;

подготавливает предложения по совершенствованию за­конов и иных нормативных правовых актов, проводит инфор­мационно-справочную работу;

ведет статистический учет в сфере деятельности арбит­ражного суда;

осуществляет материально-техническое обеспечение ар­битражного суда, социально-бытовое обслуживание судей и работников, аппарата арбитражного суда.

Организационное обеспечение деятельности Арбитражных судов РФ выражается в регламенте Арбитражных судов Российской Федерации, утвержденным постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 июня 1996 года, с последующими изменениями и дополнениями от 30 декабря 2002 года.

К иным арбитражным органам относятся третейские суды и международный коммерческий арбитраж.

Третейский суд (арбитраж) — институт самоурегулирования гражданского общества, осуществляющий правоприменительную деятельность (разрешение гражданско-правовых споров) на основе взаимного волеизъявления сторон (третейского соглашения). Один из видов альтернативного урегулирования споров.

В Российской Федерации постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, организаторами торговли, осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об организованных торгах», общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями — юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях — юридических лицах.

Третейские суды бывают двух видов:

третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора (лат. ad hoc — для частного случая)

образуемый и действующий на постоянной основе при образовавших его юридических лицах, куда субъекты гражданских правоотношений своим соглашением могут передать на рассмотрение и разрешение или уже возникший спор, или споры, которые могут возникнуть между этими сторонами в будущем (институциональный).

Председателем третейского суда, суперарбитром, по решению сторон или в установленном законом порядке назначается или избирается один из судей.

К положительным моментам разрешения споров третейскими судами относятся: конфиденциальность, возможность выбирать судей (арбитров), которые будут рассматривать спор, в соответствии с их опытом, профессиональными знаниями и репутацией, а также немедленное вступление решения в силу. Кроме того, что касается решений третейских судов по спорам с участием иностранных лиц (международных коммерческих арбитражей), эти решения исполнимы в рамках Нью-Йоркской Конвенции 1958 г., в которой участвует большинство государств мира. В случае с государственными судами подобной всеобъемлющей конвенции не принято, и исполнение решений государственных судов за рубежом значительно более трудоемко.

К отрицательным моментам разрешения споров третейскими судами следует отнести:

затратность третейского разбирательства по сравнению с разбирательством в государственном суде;

возможные осложнения с обжалованием решений третейского суда, как то:

ограниченный круг лиц, имеющих право на обжалование решений третейского суда (исходя из договорной природы третейского разбирательства, третьи лица не имеют права на обжалование решений третейского суда;

пресекательный срок для подачи заявления об отмене решения третейского суда;

перечень оснований для обжалования решений третейского суда направлен на соблюдение процедурных требований, а не на защиту материальных либо процессуальных прав;

обжалование решений третейского суда возможно лишь в том случае, если стороны не договорились, что решение третейского суда не оспаривается и является окончательным;

обязательность уплаты третейского сбора, как условия принятия третейским судом дела к своему производству, отсутствие процедуры освобождения неимущей стороны, которой необходимо обратиться за защитой нарушенного права в третейский суд, от уплаты третейского сбора.

К отрицательным моментам можно отнести также отсутствие у третейских судей или организаций, при которых действуют третейские суды, какой-либо специальной ответственности за заведомо неправильное или ошибочное решение, только в общем порядке в соответствии со ст.15 Гражданского кодекса России.

Компетенция третейских судов и обжалование их решений.

Гражданским процессуальным (глава 46 ГПК РФ) и арбитражным процессуальным (глава 30, параграф 1 АПК РФ) законодательством определен порядок оспаривания решений третейских судов. Принудительное исполнение решений третейского суда осуществляется на основании исполнительного листа, выдаваемого компетентным судом по заявлению стороны спора, после процедуры судебной проверки при отсутствии основания для отказа в его выдаче (глава 47 Гражданского процессуального кодекса (ГПК)РФ и глава 30, параграф 2 АПК РФ), в частности, если третейское соглашение недействительно по основаниям, предусмотренным федеральным законом; сторона не была уведомлена должным образом об избрании (назначении) третейских судей или о третейском разбирательстве, в том числе о времени и месте заседания третейского суда, либо по другим уважительным причинам не могла представить третейскому суду свои объяснения; решение третейского суда принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения. Если постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением, могут быть отделены от постановлений по вопросам, не охватываемым таким соглашением, суд выдает исполнительный лист только на ту часть решения третейского суда, которая содержит постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением; состав третейского суда или процедура третейского разбирательства не соответствовали третейскому соглашению или федеральному закону; решение еще не стало обязательным для сторон третейского разбирательства или было отменено судом в соответствии с федеральным законом, на основании которого было принято решение третейского суда; спор, рассмотренный третейским судом, не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом; решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права. Оспариванию подлежит и правомерность выдачи исполнительного листа третейским судом.

Компетенция третейского суда основывается на соглашении сторон. Стороны, передавая спор на рассмотрение третейского суда, принимают на себя обязательство подчиниться решению последнего. Третейские суды могут создаваться как постоянно действующие (например, Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ), так и для рассмотрения конкретного спора. Порядок создания и деятельности третейского суда для рассмотрения споров между российскими организациями на территории РФ определяется Федеральным Законом «О третейских судах в Российской Федерации» № 102-ФЗ от 24.07.2002г (до принятия этого закона — «Временным положением о третейском суде для разрешения экономических споров» (утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г.)), а рассмотрение споров с участием хотя бы одного из иностранных субъектов регулируется Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г.

Правовая природа решений третейских судов.

не является общеобязательным актом;

принудительное исполнение решения третейского суда не может быть осуществлено без процедуры его признания со стороны компетентного государственного суда;

решение третейского суда не обладает преюдициальным эффектом;

решение третейского суда не может быть обжаловано в апелляционном, кассационном или надзорном порядке.

Международный коммерческий арбитраж представляет собой негосударственные, (третейские) коммерческие арбитражные суды, специально предназначенных для рассмотрения споров между участниками международных коммерческих сделок, сторонами по которым выступают лица разной государственной принадлежности (иностранные фирмы и организации). Эти органы следует также отличать от другого типа третейских судов, которые могут рассматривать споры между государствами — субъектами международного публичного права.

При заключении и осуществлении внешнеэкономических сделок возможно возникновения споров между сторонами международного коммерческого договора. Поэтому при заключении контракта стороны как правило предусматривают каким образом будут рассматриваться эти споры в будущем. Такого рода вопросы фиксируются в разделе контракта, получившим наименование арбитражная оговорка.

Мировой опыт показывает, что международные коммерческие споры очень редко рассматриваются государственными судами общей компетенции. Практика показывает, что арбитражное разбирательство лучше, чем судебное, как с точки зрения сроков и порядка рассмотрения споров, так и с точки зрения размеров необходимых для этого затрат. Решения по спору арбитража, в отличие от решений суда, как правило, являются окончательными и обжалованию не подлежат. Кроме того, решения арбитражных органов обычно не публикуются, а если и публикуются, то без указания имен и названий участников спора, что позволяет обеспечить необходимую конфиденциальность.

В настоящее время существуют две основные разновидности международных третейских судов:

постоянно действующие (институционные)

изолированные (ad hoc).

Постоянно действующий (институционный) арбитраж

Постоянно действующие (институционные) арбитражи в отличие от изолированных действуют на основе специально разработанных правил (регламентов), в которых прописан порядок рассмотрения споров. В постоянно действующих арбитражах имеются списки арбитров, из которых стороны вправе выбирать тех, которые будут рассматривать спор между ними. Такого рода арбитражи создаются при торгово-промышленных палатах, биржах, организациях и ассоциациях предпринимателей. Например, среди институционных арбитражных судов наиболее известными и авторитетными являются:

Арбитражный суд Международной торговой палаты в Париже,

Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма,

Лондонский международный арбитражный суд,

Американская арбитражная ассоциация.

В Российской Федерации функционируют Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) и Морская арбитражная комиссия (МАК) при Торгово-промышленной палате (ТПП) Российской Федерации в Москве.

Стороны вправе свободно избрать любой институционный арбитраж в качестве органа, который будет рассматривать возникшие между ними споры, если только подобный выбор не будет противоречить регламенту данного арбитража или международному договору, заключенному между соответствующими странами. Выбор постоянно действующего арбитража осуществляется сторонами на основе консенсуса, что и находит своё отражение в арбитражной оговорке. Это может быть третейский суд, расположенный в государстве, к которым принадлежат стороны внешнеэкономической сделки, а может быть и в стране, субъектами права которой не является ни одна из сторон контракта. Первый вариант получил наибольшее распространение в международной деловой практике. Часто стороны исходят из того, что спор должен рассматриваться в третейском суде страны ответчика. В подобных случаях в контрактах обычно оговариваются два арбитражных органа — страны продавца и страны покупателя — с соответствующим распределением компетенции между ними.

Арбитраж ad hoc (изолированный)

Изолированные арбитражные суды или арбитражи ad hoc создаются непосредственно участниками контракта для рассмотрения одного конкретного спора. В этом случае стороны сами определяют порядок формирования такого суда, согласовывают кандидатуру арбитра или поручают его назначение третьему лицу, а также устанавливают правила рассмотрения дела.

Арбитраж может состоять из одного арбитра, а может состоять из трёх арбитров. При этом каждая из сторон назначает своего арбитра, а два арбитра избирают главного арбитра, или председателя. После вынесения решения изолированный арбитраж прекращает своё существование. Участники сделки также могут не оговаривать в контракте подробно процедурные вопросы арбитража, сославшись на регламент для арбитражей ad hoc, разработанных под эгидой ООН.

Список литературы необходимой для подготовки к семинарскому занятию:

Нормативная база:

Конституция Российской Федерации

Федеральный Конституционный Закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (в ред. от 08.06.2012) «О судебной системе Российской Федерации».

Федеральный Конституционный Закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ (в ред. от 06.12.2011) «Об Арбитражных судах в Российской Федерации».

Регламент Арбитражных судов Российской Федерации, утвержденный постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 июня 1996 г.

Федеральный Закон от 24.07.2002 № 102-ФЗ (в ред. От 21.11.2011) «О третейских судах в Российской Федерации».

Закон РФ от 07.07.1993 N 5338-1 (ред. от 03.12.2008) «О международном коммерческом арбитраже» (вместе с «Положением о Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации», «Положением о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации»)

Основная литература:

Правоохранительные органы России: учебник для бакалавров/ под. ред. В.П. Божьева — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт 2012. — 367 с.

Правоохранительные органы: учебник / под ред. О.А. Галустьяна, А.В. Ендольцевой, А.П. Кизлык.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 383 с.

Правоохранительные органы: учебник / ред. А.В. Ендольцева, О.А. Галустьян, А.П. Кизлык.- 6-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.- 447 с. Гриф МВД

Правоохранительные органы России : учебник / ред. В. П. Божьев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Высшее образование, 2008. — 336 с. Гриф МО

Дополнительная литература:

Адаменко, И. Е. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность. Ч. 1 : курс лекций / И. Е. Адаменко. — Краснодар : КрУ МВД России, 2010. — 230 с.

#

Добавить комментарий