Живопись

III. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКО-РИМСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Философские школы:

— киников

— эпикурейцев

— стоиков

— скептиков

— неоплатоников

— неопифагорейцев

Основная проблема: Как достичь блага (счастья)? Представители эллинистической философии считали, что это возможно, только построив свою картину мира (при помощи физики) и объяснив, как мы познаем мир (при помощи логики).

1. Философская школа киников.

Диоген утверждал, что истинное благо то, которое у человека отнять невозможно. Это внутренняя свобода. Отрицал теоретическую философию, признавал практическую.

2. Философские школы эпикурейцев, стоиков и скептиков

Философия представителей указанных школ делится на три части:

— физика (учение о мире)

— логика (учение о познании)

— этика (учение о благе и счастье)

Физика и этика существовали для обоснования логики.

Эпикур. Его последователи: Филодем, Силон (»1 в. до н.э.), Тит Лукреций Кар (99-55 г.г. до н.э.). Эпикуреизм развивает основные положения атомизма: в мире есть атомы и пустота, но атомы отличаются весом и формой. Для объяснения соединений атомов в тела, Эпикур ввел понятие «клинамен» (свобода). Атомы соединяются в тела и распадаются в силу отклонения, клинамена — свободы. Поскольку душа состоит из атомов, то она не вечна. Человек боится смерти и надо ему объяснить, что ее бояться не следует, а нужно ценить каждый миг жизни. Истинная ценность – наслаждение (гедоне) – отсутствие страданий. Поэтому этику Эпикура называют гедонизм. Но наслаждение, по Эпикуру, означает отсутствие страданий, а страдания вызывают неосуществленные желания. Поэтому, чтобы быть счастливым необходимо ничего не хотеть и не желать, и находиться в спокойном, ровном состоянии духа.

Стоики. Основателем стоицизма является Зенон из Китиона; его последователи: Клеанф, Хрисипп – греки; Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий – римляне.

По мнению стоиков, весь мир пронизывает душа, судьба, воле которой невозможно противостоять. Истинный философ (мудрец) должен смириться с судьбой ради блага (счастья). Главный принцип смирения – апатия; человек не должен ничего желать, должен покориться судьбе.

Скептики. Основатель – Пиррон из Элиды, один из представителей — Секст Эмпирик.

Цель рассуждений скептиков – доказать относительность всего. Скептики вырабатывали положения (тропы), представляющие собой сравнения. Например, мед для здорового человека сладок, для больного — горек. Кто из них прав? Все относительно. На этом основании следует воздерживаться от суждений – эпохэ. Воздержание от суждений ведет к воздержанию от действий, т.е. к поведению истинного мудреца.

3. Философские школы неоплатоников и неопифагорейцев

Неоплатонизм представляет собой «мостик» между античной философией и философией средних веков. Филон Александрийский предложил читать Священное писание как совокупность символов, аллегорий, иносказаний, таким образом соединив античную философию и Ветхий Завет. Неоплатоники положили начало христианско-религиозной философии.


Основные черты средневековой философии

#

Добавить комментарий