Болонский процесс

Философия как феномен культуры. Предмет философии

Термин «философия» переводится как любовь к мудрости. Термин «философ» впервые был предложен греческим математиком и мыслителем Пифагором, которым он х-л людей стремящихся к знанию и ведущих высокоморальный образ жизни. Философия зародилась первоначально в VI–VII в. до н. э. в Др. Индии, Др. Китае и Др. Греции, где существовали наиболее развитые по тем временам цивилизации, и рассматривалась как синоним совокупности научных знаний.

Существуют 3 основных концепции объяснения источников возникновения философии.

1. Согласно мифогенной концепции (Г. В. Ф. Гегель, В. Ф. Лосев), единственным источником происхождения философии был предфилософский миф.

2. В сциентистской концепции в качестве единственного источника происхождения философии рассматривается предфилософское конкретное научное знание. Рост объема такого знания, его организация в систему и обобщение приводят к возникновению философии.

3. Гносеомифогенная концепция (от греч. Gnosis – знание) происхождения философии опирается на идею 3 источников философского знания: развитых религиозно-мифологических представлений; опытных научных знаний; житейской мудрости, отражающей обыденный опыт.

Объектом философского познания является отношение «человек — мир», а его предметом выступают самые общие х-ки этого отношения и его компонентов. Предмет философии включает 4 основных философских проблемы.

1. Проблема окружающего нас мира, универсума, Космоса, бытия, поиск первоосновы всего существующего.

2. Проблема человека, его происхождения, смысла существования и перспектив бытия в мире.

3. Проблема взаимодействия человека и мира, субъективного и объективного, идеального и материального.

4. Проблема бытия человека в «мире людей». Решение этой проблемы связано с поиском наиболее гармоничной системы отношений в обществе.

Предмет философии включает поиск наиболее общих законов развития природной, соц. и духовной реальности и соответствующее теоретическое воспроизведение мира как целостной системы с использованием научных знаний, эстетического видения, форм его худ. отражения, практ. освоения и т. д.

Философия– это система наиболее общих теоретических знаний о принципах бытия, законах развития мира в целом, человека, мышления и деятельности. В ходе истор. развития философии сложились основные разделы философского знания:

1. Онтология– учение о бытии, об основных формах существования природной, духовной реальности.

2. Гносеология (теория познания) – раздел философии, включающий вопросы изучения природы познания и его возможностей, видов знания, условий его истинности.

3. Аксиология – философская дисциплина, в рамках которой исследуется природа ценностей, их виды, структура, взаимосвязь, соподчиненность, место в человеческом бытии.


4. История философии изучает становление предмета философии, развитие, преемственность и смену различных философских учений.

5. Философская антропология изучает человека как особую форму бытия, включая вопросы сознательной, творческой, преобразующей деятельности.

6. Соц. философия – часть философии, отражающая особенности общества, законы его функционирования.

7. Этика– философская дисциплина, изучающая мораль, ее происхождение, место в системе общественных отношений, структуру, этические концепции.

8. Эстетика – философское учение о деятельности по законам красоты и о самом прекрасном.

9. Логика – философская дисциплина о формах, законах и методах познавательной деятельности и мышления.

Все части системы философского знания взаимосвязаны и развиваются, их содержание обновляется. В связи с возрастанием роли науки в жизни общества, усложнением познавательной деятельности появились новые области философского знания – методология науки и науковедение.

Функции философии:

Мировоззренческая — заключается в выработке обобщенных представлений о мире, месте человека в нем, принципов взаимодействия человека с миром.

Методологическая— состоит в создании системы исходных принципов, обобщенных способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Гносеологическая — проявляется в обосновании оптимальных путей познания, его формах, критериях истинности знания, в формировании учения о познании в целом.

Аксиологическая — заключается в формировании общих представлений о значимости явлений природной, соц. и духовной деятельности для человека, группы людей, общества.

Праксиологическая — состоит в выявлении наиболее общих законов, направлений, условий, целей, средств, методов организации и осуществления человеческой деятельности.

Критическая— в формировании принципов нормативного философского сознания, а также в определении и устранении заблуждений, догм, направляющих познание по ложному пути.

Прогностическая — состоит в развитии представлений о будущих чертах и формах природных и соц. явлений, возможных путях их развития.

Синтетическая— проявляется в интегрировании философией как формой духовной культуры всех др. ее форм.

Все функции философии взаимосвязаны, и только вместе они образуют систему знания, способного активно влиять на духовное развитие общества и личности.

#

Добавить комментарий