Генетика и генная инженерия

E. Os sphenoidale

6. Программа самоподготовки студентов к теме:

6.1. Определить лицевой отдел черепа и кости, которые его образовывают.

6.2. Определить мозговой отдел черепа и кости, которые его образовывают.

6.3. Провести границы между основанием черепа и его сводом.

6.4. Определить и выучить расположение орбиты, полости носа, ротовой полости.

6.5. Определить расположение и границы височной ямки.

6.6. Определить основные части лобной, теменной и затылочной костей.

6.7. Выучить структуры, которые расположены на основных частях этих костей.

6.8. На рентгенограмме черепа найти основные детали строения затылочной, теменной и лобной костей.

1. Тема 8: СТРОЕНИЕ КЛИНОвидной И РЕШЕТЧАТОЙ КОСТЕЙ.

2. Цель:Выучить на препаратах, схемах и рисунках особенности строения клиновидной и решетчатой костей.

3. Базовый уровень знаний:

3.1. Из курса биологии: филогенез костной системы.

3.2. Из курса анатомии:

3.2.1. Знать отделы скелета черепа, развитие костей черепа.

3.2.2. Знать общее строение черепа.

3.2.3. Знать характерные отличия костей мозгового и лицевого черепа.

4. План самостоятельной работы студентов на практическом занятии.

4.1. Определить состав мозгового черепа.

4.2. Определить на препарате основные части клиновидной и решетчатой костей, их участие в формировании мозгового и лицевого черепа.

4.3. Определить на препаратах структуры клиновидной кости (турецкое седло, гипофизарную ямку, крыловидные отростки, малые и большие крылья, сонную борозду). Определить поверхности и края крыльев. Определить анатомическое положение клиновидной кости.

4.4. Обратить внимание на особенности расположения структур больших и малых крыльев клиновидной кости. На малых крыльях — canalis opticus i fissura orbitalis superior. На больших крыльях — круглые, овальные, остистые отверстия и проходящие через них нервы и сосуды.

4.5. При изучении решетчатой кости обратить внимание на наличие общих частей: двух пластинок (решетчатой и перпендикулярной), лабиринта. Отметить наличие в лабиринте решетчатых ячеек, глазничной пластинки. Обратите внимание на наличие верхней и средней носовых раковин и недоразвитость первой.

4.6. Обратить внимание на связь передних ячеек решетчатой кости и лобной пазухи со средним носовым ходом с помощью канала в виде воронки (infundibulum ethmoidale). Этим объясняется переход восплительного процесса при насморке на лобную пазуху (фронтит).

4.7. Определить анатомическое положение решетчатой кости.

5. Формы и методы самоконтроля:

5.1. Тесты:

5.1.1. На какой кости находится sulcus caroticus?

A. Pars petrosa ossis temporalis.

B. Corpus ossis sphenoidalis. *


C. Pars lateralis ossis occipitalis.

5.1.2. Где проходит canalis opticus?

A. В основании alae minoris ossis sphenoidalis. *

B. В заднем крае lamina orbitalis ossis ethmoidalis.

C. В margo supraorbitalis ossis frontalis.

5.1.3. Куда открывается sinus frontalis?

A. Meatus nasi superior.

B. Meatus nasi medius. *

C. Meatus nasi inferior.

5.1.4. Куда открывается sinus maxillaris (гайморова пазуха)?

A. Meatus nasi superior.

B. Meatus nasi medius. *

C. Meatus nasi inferior.

5.2. Ситуационные задачи:

5.2.1. Больная 54 лет после падения на лед попала в нейрохирургическое отделение. После обследования был поставлен диагноз «перелом основы черепа». На R-грамме линия перелома прошла через foramen ovale, foramen rotundum, sulcus chiasmaticus. Какая кость повреждена?

A. os occipitale.

B. os parietale.

#

Добавить комментарий