Всякое

Автоматизация информационного обеспечения АРМ поездного диспетчера (пример)

Информационное обеспечение АРМ ДНЦ (ДНЦУ) должно разрабатываться целенаправленно для каждой конкретной задачи управления, решаемой диспетчером. В первую очередь необходимо обеспечить автоматизацию представления наиболее важной и трудоемкой в получении информации.

Информация должна быть детальной или интегрированной, сводной или выборочной, подготовленной к удобному ее использованию при решении той или иной задачи.

При отсутствии автоматизации на рабочем месте поездного диспетчера на сбор, фиксацию, суммирование, выборки, анализ и другую обработку информации затрачивается до 30-40 % рабочего времени.

При выполнении функций управления наиболее часто диспетчер имеет дело со следующими блоками информации:

— поездное положение на перегонах и станциях;

— нормативный график движения поездов;

— график исполненного движения;

— прогнозный график пропуска поездов;

— данные о составах поездов;

— наличие ограничений в пропуске поездов по перегонам и станциям;

— диспетчерские приказы;

— подходы поездов;

— планы отправления поездов со станции формирования;

— план эксплуатационной работы участка;

— данные о локомотивах и бригадах;

— опоздания поездов (отклонения от графика);

— причины опозданий поездов;

— данные о ходе грузовой работы на станциях участка;

— наличие и состояние вагонного парка.

Диспетчер систематически использует характеристики станций и перегонов; сопоставляет ГИД с нормативным графиком при контроле за выполнением графика по отправлению и проследованию поездов каждой нтегории – грузовых, пассажирских, пригородных, а также вывозных, передаточных и хозяйственных; контролирует прием-сдачу поездов и вагонов по стыковым пунктам; а также прием, расформирование, формирование и отправление поездов техническими станциями и выполнение других плановых заданий.

При автоматизации информационного обеспечения диспетчера должно быть обеспечено автоматическое или автоматизированное представление на его АРМ перечисленных разделов информации.

Необходимо предоставить диспетчеру возможность получать на АРМ в масштабе реального времени своевременную, полную и достоверную информацию о состоянии каждого объекта управления (поезда, вагона, локомотива, станции, перегона, локомотивной бригады), а также нналитическую информацию о количественных и качественных показателях работы участка.

При автоматизации ведения ГИД и приложений к нему, выдачи и регистрации диспетчерских приказов автоматизируется и формирование как отчетно-учетных документов с выдачей на графопостроитель (плоттер, принтер) ГИДа, с выдачей на печать – приложений к графику (данные о составах поездов, причинах их опозданий и др.) и журнала диспетчерских приказов (распоряжений). Полностью отпадают при автоматизации и затраты времени по переходу на новый бланк ГИД.


Диалоговый режим работы с ЭВМ позволяет получать из различных АСУ точную и откорректированную по последним данным информацию без излишней детализации.

Информационное взаимодействие диспетчера с КТС АРМ разрабатывается с максимальным приспособлением машинного звена к потребностям и возможностям человека:

· организован диалоговый режим ввода и получения информации с максимально простой формой запроса;

· создана развитая информационно-справочная база данных для выдачи по инициативе диспетчера информационных видеограмм на основе меню информации – укрупненных разделов информационных сообщений различной степени детализации (например, «Поезд», «Локомотив», «Опоздание», «Диспетчерские приказы», «График», «План поездной работы», «План грузовой работы», «Справка», «Действия диспетчера» и другие);

· обеспечена выдача информации на видеотерминалы в форме, не требующей перекодирования, графиков нормативного, исполненного движения и прогнозного, путевых схем станций и перегонов, поездного положения на станциях и перегонах с отображением и перемещением номеров поездов;

· предусмотрена выдача по инициативе системы различных сообщений и запросов;

· предусмотрено протоколирование работы системы: хода эксплуатационной работы (ГИД, учет выполнения графика, причины опозданий, выполнение показателей поездной и грузовой работы, показателей графика, наличия ограничений); действий диспетчера (журнал диспетчерских приказов; ввод, корректировка, квитирование информации, попытки несанкционированного доступа); работоспособности технических средствАРМ ДНЦ и системы автоматизации.

Предложения по составу информации, необходимой для выполнения функций поездного диспетчера, приведены в таблице П.3.1.

Таблица П.3.1

Информационное обеспечение основных функций ДНЦ, ДНЦУ (ДГЦ)

Наименование функций Состав необходимой информации
1. Прием дежурства Поездное положение
Исправность технических средств
Ограничения
Приказы
План работы
2. Оценка и прогноз положения на участке Поездное положение
План-график движения (прогноз)
Нормативный график движения (НГД)
Характеристика подхода поездов
Планы отправления поездов со станций формирования
Наличие поездов на диспетчерском участке
Наличие опаздывающих поездов на ДУ
3. Оперативное плани­рование пропуска поездов по участку ГИД
ПГД
НГД
Наличие локомотивов и бригад
4. Планирование, ор­ганизация и контроль работы с местными вагонами Сменно-суточный план
Ход погрузки-выгрузки
Технологические нормы
Наличие и состояние вагонного парка
5. Текущее планирование, порядка пропуска поездов по участку Поездное положение
ГИД
НГД
ПГД
6. Обмен сведениями о подходе поездов с со­седними ДГЦ Поездное положение
ПГД
НГД
Ограничения
7. Организация и контроль пропуска поездов по участку Поездное положение
ГИД+ПГД
НГД
Наличие опаздывающих поездов на ДУ
Выполнение НГД поездом
8. Ведение графика исполненного движения и приложения к нему Моменты прибытия, отправления и проследования каждого поезда в пределах ДУ
Данные о составе каждого поезда
Данные о локомотивах и бригадах, следующих с каждым поездом
9. Выдача и регистрация диспетчерских Приказов Форма и содержание типовых приказов
Перечень и содержание выданных за смену приказов
10. Организация и контроль ремонтных работ на участке с предоставлением “окна” Приказ на предоставление “окна”
Информация о ходе работ
Откорректированный НГД
Ограничения
11. Контроль выполнения сменно-суточного плана поездной и грузовой работы ГИД
Приложение к ГИД
План работы
Доклады ДСП
12. Ввод и корректировка информации Доклады ДСП
13. Ответы на запросы системы (о маневрах поездов, причинах опозданий) Данные о номере поезда
Выяснение причины
Опоздания поезда
14. Подведение итогов работы ГИД
Приложение к ГИД
Журнал диспетчерских приказов
Выполнение графика движения поездов
Показатели работы смены
15. Сдача дежурства Поездное положение
ГИД, ПГД
Наличие опаздывающих поездов на ДУ
Ограничения
Приказы

Приложение 4

#

Добавить комментарий