Диссертанты и диссертации

Античная философия. Натурфилософские ориентации досократической философии

Античная философия представляет собой совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе в период с конца VII в. до н. э. до V в. н. э. Философия возникает в греческих городах-гос-вах (полисах) благодаря высокой степени соц. динамизма, развитию товарно-денежных отношений, демократической форме гос. правления. Ее отличительными чертами стали онтологизм и космологизм. Онтологизм – это направленность философского мышления на постижение сущности мира. Космологизм представляет собой создание моделей космоса как упорядоченного мира. Этапы:

1. Натурфилософский. (с VII по VI вв. до н. э.) Для Х-н интерес к поиску первоосновы мира, создание космологических моделей.

2. Классический. В V-IV вв. до н. э. в философии совершается поворот к гносеологической проблематике, этической и социально-полит. тематике, проблеме человека.

3. Эллинистический. В IV до н. э. – V н. э. обнаружился кризис рабовладельческой демократии. Ведущей темой становится проблема выживания отдельного человека в новых социальных условиях.

Натурфилософия. Основной проблемой для философов данного периода была проблема первоначала (архэ). Особенности данного периода:

Космологизм: в центре внимания философов находился античный космос, его возникновение и устройство.

Объективизм — вся реальность, включая человеческие представления, понимается предельно объективно. Жизнь человека подчинена тем же природным законам, что и жизнь космоса.

Синкретизм: невыделенность человека из природы и общества. Человек античности не воспринимал себя как самодостаточную личность, противостоящую природе, полису.

Начало греческой философии связано с Милетской школой. Ее представители – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, которые впервые порывают с мифологической традицией, уделяя внимание поиску первоосновы бытия. Основой всего сущего Фалес считал воду, утверждая, что все объекты возникают из воды и превращаются в воду после своего разрушения. Ученик Фалеса Анаксимандр в качестве первоосновы называл апейрон – некое материальное беспредельное начало, находящееся в непрерывном движении. Движения апейрона приводят к выделению из него таких противоположностей, как холодное и теплое, влажное и сухое. Вечное движение апейрона, образование противоположностей приводят к тому, что во Вселенной происходит постоянный круговорот вещей и миров. Анаксимен также говорил об изменении всего существующего и считал, что все вещи возникают из воздуха, а затем снова в него возвращаются.

Первой идеалистической философией стал пифагореизм. Основателем этого учения был Пифагор. Пифагорейцы занимались изучением количественных свойств и закономерностей природы. По их мнению, именно число является сущностью вещей. Они выявили, что количественно определенный интервал находится в основе музыкальных тонов. На этом основании они разработали учение о космической «гармонии сфер», что впоследствии привело к возникновению математического символизма и мистики чисел.


Следующим этапом в развитии античной философии можно считать учение Гераклита из Эфеса. Все существующее, по его мнению, переходит из одного состояния в другое, в мире нет ничего неподвижного. Возникновение и исчезновение, бытие и небытие, жизнь и смерть связаны между собой, переходят друг в друга. Одновременно Гераклит считал, что мир един, не создан никем из богов, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Философ признавал познаваемость мира и считал, что познание окружающей действительности осуществляется с помощью органов чувств.

Представители Элейской школы (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс), напротив, акцентировали внимание на моменте устойчивости. Они противопоставили неустойчивому чувственному миру мир единого и неподвижного бытия и тем самым предложили новую стратегию философского мышления, которая предполагала отказ познания мира с помощью органов чувств. Ведущий мыслитель этой школы Парменид считал, что бытие можно познать только с помощью разума. Более того, по мнению философа, чувственному восприятию человека доступно все изменчивое, временное; а то, что является вечным и неизменным, доступно только мышлению.

Атомист Демокрит мир представлял как вечную и бесконечную реальность, которая состоит из неделимых и неизменных частиц-атомов и пустоты. С точки зрения Демокрита, атомы и пустота представляют собой 2 неразрывных первоначала, из которых образуются все чувственно воспринимаемые предметы.

Афинский философ Анаксагор доводит до конца логику развития натурфилософии. В его учении идеальное первоначало — космический Ум — упорядочивает и структурирует материальные частицы, каждая из которых содержит в себе физические х-ки всего существующего. Таким образом, главную роль в космосе играют уже не физические элементы, а чистый и объективный космический Ум. Философия Анаксагора является провозвестником нового этапа в развитии античной философии, когда в центре внимания будет уже не космос, а мышление, ум, как космический, так и человеческий.

#

Добавить комментарий